Закрыть ... [X]


Читает Пырьев то умиротворенно, то впадая в патетику. Стоящий у высокого окна кремлевской башни, Грозный смотрит вниз, вглядывается в охранниковстрельцов, и то, что бередит его душу, звучит с экрана: а что, мол, эти стрельцы думают обо мне, государе? А стрельцы, вышагивающие по снегу на холодном ветру у кремлевских ворот, время от времени бросают осторожные взгляды на светящееся царское окно и тоже размышляют: о чем, мол, думает сейчас государь, глядя на них, простых смертных. Пырьев особо акцентировал внимание на этом эпизоде. Может быть, именно поэтому он и запечатлелся в памяти. А может быть потому, что угадывались авторские ассоциации с современностью. Здесь выразительно сближались эпохи, перетекали одна в другую. Грозный и Сталин стояли в истории в одном ряду. Они мудрые исторические деятели, и в этом смысле ни время, ни ее величество История их не разделяли. Методы правления Грозного не были для Сталина далекими и чужими. Эти обстоятельства в той или иной степени определяли тогда возникновение самой ситуации с оценкой Сталиным образа Ивана Грозного и фильма о нем, да и сам факт нового интереса к такой исторической личности. Обсуждения сценария после выступления Пырьева не было, повидимому, оно и не планировалось. Не помню, сценарий ивана грозного чтобы об этом произведении шла речь в аудиториях института. Сценарий был.

Мы, разумеется, подивились этому, хотя объяснение нашли быстро. И мимо нас не прошла незаметной редакционная статья в газете «Правда в которой утверждалось, что многие фильмы о великих деятелях российской истории устарели и нуждаются в новых трактовках. В статье приводились названия очень известных фильмов, которые, дескать, уже не отвечают современным требованиям к киноискусству. Было ясно, что такого рода публикация не могла оказаться прихотью какогонибудь журналиста, даже очень влиятельного. Да и вряд ли ктото из крупных государственных деятелей взял бы на себя ответственность поставить под сомнение политическое и творческое качество кинопроизведений, уже вошедших (так считалось) в золотой фонд советской кинематографии: «Александр Невский «Петр Первый «Суворов «Кутузов «Иван Грозный» Подобного рода статьи могли появиться только по прямому указанию Сталина. Это все понимали И первую конкретную реакцию не пришлось долго ждать. Пырьев вместе с поэтом Ильей Сельвинским, с которым он успешно сотрудничал еще при постановке картины «Сказание о земле Сибирской сочинили новый сценарий о грозном царе и представили его на суд общественности сценарий ивана грозного в лице студентов кинематографического вуза. Темпераментный Пырьев громогласно вводил нас в атмосферу далеких, но исторически важных времен. Аудитория напряженно слушала экспансивного оратора. Известный режиссер читает сценарий со свойственным ему темпераментом, местами даже не читает, а уже проигрывает перед студентами некоторые его эпизоды.


Закрыть ... [X]

Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного
Сценарий ивана грозного